Ф. М. Зорин.
Сочинскую опытную станцию один из участников совещания назвал Сибирью субтропиков. Мне кажется, что это сравнение сделано очень удачно. Покойный академик Борис Александрович Келлер называл ее северным форпостом субтропиков, так как она расположена на окраине северной границы возможного распространения цитрусовых культур. Поэтому все работы этой станции связаны с вопросами освоения высокоценных субтропических растений и дальнейшего и продвижения на север.
Коллектив опытной станции разрешает данный вопрос путем разработки научно обоснованных агротехнических приемов возделывания этих ценных культур и путем выведения новых, более приспособленных к местным природным условиям растений.
Работу мы проводим на основе методов великого преобразователя природы И. В. Мичурина и выдающегося продолжателя его учения академика Т. Д. Лысенко.
Работы Сочинской опытной станции в этой области достаточно полно освещены в прессе. Кроме того, можно предполагать, что многие участники данного совещания отдыхали в Сочи, посещали станцию и имели возможность ознакомиться с нашими растениями и опытами на месте. Поэтому я не буду останавливаться на ряде важных, но достаточно известных работ станции. В своем выступлении я кратко затрону некоторые методические вопросы, которые мы разрешали за последние годы попутно с основной тематикой.
Наши работы строились на основе учения Мичурина о менторе и учения Лысенко о наследственности и ее изменчивости. Мы исходили из того положения, что в наше время немыслимо строить теоретическую и практическую селекционную работы в отрыве от этого учения Лысенко.
Я должен сказать, что книга академика Т. Д. Лысенко "Агробиология" на периферии является каким-то уникумом, музейной редкостью, и я не ошибусь, если скажу, что как эту книгу, так и все другие работы Трофима Денисовича настало время издать массовым тиражом.
Мичуринский метод ментора мы стали применять в отношении репродуктивных органов растения, что привело к новому приему сочетания половой и вегетативной гибридизации и открыло возможность получения гибридов от трех и более родительских форм одновременно.
Мы знаем, что каждый живой организм строит свое тело из элементов окружающей среды в соответствии со своей природой, своей наследственностью. В силу этого, т. е. в силу наследственности, в одних и тех же условиях внешней среды вырастают организмы, отличающиеся разными свойствами: степенью морозостойкости и засухоустойчивости, сроками созревания плодов, их внешним видом, химическим свойством, урожайностью и т. д. Таким образом, ряд ценнейших свойств и качеств, нужных для селекционной практики, оказывается рассредоточенным во многих растениях. В задачу селекционной работы входит сочетание возможно большего количества полезных качеств в одном растении, вернее в растениях одного сорта. Это можно наиболее успешно сделать путем сочетания половой и вегетативной гибридизации.
Проводимая нами методическая работа заключается в том, что цветки одного растения мы опыляем пыльцой второго растения. После этого цветки перепрививаем к третьему растению.
Все три растения (два -- как исходная форма при половой гибридизации и третье -- как ментор) подбираются с таким расчетом, чтобы все они обладали разными полезными свойствами.
Из завязи привитого цветка будет развиваться плод за счет тех элементов пищи, которые ему будут доставлять листья и корни ментора.
При удачном подборе компонентов ментор может до неузнаваемости изменять внешние признаки плода, а так как мы, мичуринцы, не разрываем внешнего с внутренним, то, следовательно, можно сказать: внешние и внутренние признаки плода. Может случиться так, что внешние признаки плода не изменятся, а изменятся лишь возникшие в плодах семена. Может случиться и так, что этих признаков не изменят ни семена, ни плоды; в таком случает цветки, образовавшиеся на растениях, выросших из семян привитого плода, надо будет повторно привить к тому же самому ментору.
Мы работаем с многолетними плодовыми растениями, цикл развития которых от семени до семени протекает на протяжении многих лет. Поэтому трудно быстро проверить, наследственными ли бывают получаемые в результате внешнего воздействия изменения или нет.
В целях выяснения данного вопроса, мы свою методическую работу стали попутно проводить на однолетних растениях. Для опытных целей мы взяли два сорта кустовой фасоли: Золотая гора с черными семенами и Джаент зеленостручная с желтыми семенами. Мы провели прививку бутонов черной фасоли к желтой, а желтой -- к черной. Выросли плоды, и в результате оказалось, что бобы и той и другой прививки дали совершенно неизмененные семена. Казалось бы, что представители школы формального направления в биологической науке были правы. Внешние воздействия никакого влияния не оказали. Но мы привили еще раз. Мы сделали повторные прививки, и в результате в одном случае желтые семена переделывались в черные, в другом -- черные стали переделываться в желтые. Чтобы не быть голословным, я в качестве документального материала привез эти семена.
Мы проводили посев измененных семян без прививки и в течение двух поколений получили свыше 3 тыс. семян с измененной наследственностью.
Подобный опыт мы проделали над целым рядом других однолетних и многолетних растений.
Остановлюсь на прививке цветков баклажана на многолетние помидоры. В течение трех лет нам не удавалось сделать этих прививок. В 1946 г. один цветок прижился и образовавшаяся из него завязь начала расти и достигла примерно размера средней величины крыжовника. После этого дальнейший рост завязи прекратился на длительный срок. Наконец, через 2,5 месяца завязь начала расти снова, но как-то по-своему, вроде как бы на ней появился флюс. Через некоторое время плод стал расти с другой стороны. Каких только форм плод не принимал, пока не вырос! Таким же образом изменялся он и по окраске. Наконец, плод созрел. В нем оказалось 643 семечка. Из них 641 походили на семена баклажана и два были совершенно отличными от семян баклажана и многолетнего помидора.
Мы посеяли эти два семечка. Одно не взошло, а другое взошло. Из него выросло, надо прямо сказать, необычное растение, но так как это растение погибло, то описывать его не буду. Осталось еще 641 семечко, которые я осмотрел под лупой, надеясь найти хотя бы какой-нибудь отличительный признак, за которых можно было бы ухватиться. Но зрение мое оказалось недостаточно совершенным, чтобы я мог даже с помощью лупы найти что-нибудь, что выделяло бы одно семечко от других. Тогда я решил посеять их, и попутно были посеяны для контроля семена многолетних помидоров. Появились всходы. Я стал за ними наблюдать, но так же, как и в семечках, не находил в них каких-либо характерных различий.
На эти посевы напала земляная блоха и начала уничтожать растения. Я уже вооружился пиретрумом, чтобы отогнать блоху, но вдруг мне бросилось в глаза одно обстоятельство. Я заметил, что некоторых сеянцев блохи совершенно не трогали, точно так же как они не трогали всходов многолетних помидоров. Я уже писал (многие, наверно, читали в газете "Социалистическое земледелие" мой очерк) о недипломированных помощниках и сейчас я приведу еще один аналогичный пример.
Я не стал отпугивать блох пиретрумом, а предоставил им неограниченные возможности действия. Все всходы были съедены блохой, за исключением 5 растений, которых она совершенно не тронула, хотя внешне они были похожи на уничтоженные. Очевидно, в этих растениях и в растениях многолетних помидоров был какой-то близкий химический состав.
У меня был большой перерыв в связи с заболеванием, но в этом году прививки вновь сделаны. И вот в момент моего отъезда на сессию на многолетних помидорах значительных изменений достиг привитый плод баклажана. Полового процесса здесь произойти не могло, поскольку цветков на многолетнем помидоре не было. На контроле плоды имеют грушевидную форму, а привитый плод имеет остроконечную, как многолетний помидор.
Во все предыдущие годы мы проводили подобные опыты с завязью слив. Нам удалось сильно изменить окраску плодов: красную превратить в синюю и, наоборот, синюю в красную.
В прошлом году были привиты с одной и той же ветки цветки гибрида мандарина с апельсином. Одни цветки привиты на апельсин, а другие -- на мандарин. Выросшие впоследствии плоды изменились, но особенно характерно изменились в них семена, хотя это были одни и те же плоды. Сейчас из этих семян выросли растения, которые также имеют характерные изменения.
Все это говорит о том, что единственно правильным учением в биологической науке является мичуринское учение, которое позволяет селекционерам управлять процессом развития.
Из других опытов нашей работы я считаю нужным остановиться еще на таких.
Срок вступления в пору плодоношения гибридов цитрусовых очень медленен, примерно от 7 до 15 лет, а может быть и больше. В то же самое время среди сеянцев грейпфрута наблюдались такие случаи, когда эти сеянцы начинали плодоносить в возрасте до одного года. Раньше эти явления рассматривались как курьез, но по-другому подошли к этому вопросу мичуринцы. С этих, рано вступающих в период цветения сеянцев собирали пыльцу, которой опыляли различные растения цитрусовых. В этом году цветение однолетних сеянцев было уже не курьезным, а массовым явлением, причем на сеянцах развивались завязи, которые достигали размеров вишни, но эти плоды потом опали. Опали по причинам, нам не известным. Над этим вопросом мы продолжаем работать. Несомненно, этот вопрос будет разрешен положительно и нам удастся получить гибриды цитрусовых с ранним сроком вхождения в пору плодоношения.
Ярким доказательством правильности мичуринского учения о влиянии условий внешней среды на изменение природы растительного организма является работа опытной станции о продвижении культуры чая в предгорные районы Кубани и районы Кавказа. В результате последовательного проведения посевов чая во всех более северных районах и повторного высева семян на из выросших здесь растений нам удалось получить кусты чая, которые перенесли морозы свыше 20° без снежного покрова. Таким образом, чай начинает выходить за пределы субтропиков.
Пользуясь мичуринскими методами, советские селекционеры создали и продолжают создавать первые отечественные сорта цитрусовых и других субтропических культур. (Аплодисменты.)
Академик П. П. Лобанов. Слово предоставляется академику Л. К. Гребень.
|