стенограмма августовской сессии ВАСХНИЛ
введение > ЗАСЕДАНИЕ ТРЕТЬЕ > Академик В. П. Бушинский.

Академик В. П. Бушинский.


Постановлением Совета Министров СССР от 15
июля текущего года перед Всесоюзной академией сельскохозяйственных наук
имени В. И. Ленина выдвинут ряд крупных и сложных задач. Они вытекают из
послевоенного пятилетнего плана и перспективного плана развития народного
хозяйства. Долг каждого работника Академии и ее системы -- будь то академик
или рядовой научный сотрудник -- итти постоянно вперед. Для успешного
осуществления этой цели нужно быть вооруженным передовой прогрессивной
теорией, нужно осваивать все достижения науки и техники на основе
марксистско-ленинской методологии.

Еще в свое время К. А. Тимирязев сказал, что растение составляет
центральный предмет деятельности земледелия: "...культурное растение и
предъявляемое им требование -- вот коренная научная задача земледелия".

В созвучии с ним наш другой крупнейший ученый, академик В. Р. Вильямс
считал, что между растением и почвой, между растением и внешней средой
существует теснейшая взаимосвязь. Отсюда перед почвоведением и агробиологией
в широком смысле стоит задача -- обеспечивать создание условий,
способствующих непрерывному росту урожайности наших социалистических полей.
Требуется создавать в почве ее прочное плодородие, обеспечивающее в ней в
достаточном количестве факторы, необходимые для роста и развития растений
(вода, воздух, пища, полезные микроорганизмы и т. п.).

В докладе академика Т. Д. Лысенко достаточно полно рассказано о
состоянии современной биологической науки. Докладчик остановился главным
образом на генетике -- этой существенной отрасли биологической науки. Но и
на примере генетики с исчерпывающей ясностью представляется та борьба двух
идеологий, какая идет сейчас в биологической науке.

В этой борьбе нам, советским научным работникам, надо опираться на
основное марксистское положение: проявлять в науке партийность,
принципиальность, новаторство, идеологический подход, патриотизм. Нельзя в
борьбе двух мировоззрений занимать среднее положение.

Важнейшей в агробиологической науке является проблема изменения природы
растения, природы животных и, естественно, природы почвы. Успешное решение
этой проблемы позволяет получать прогрессивно возрастающую продукцию,
откроет перед социалистическим сельским хозяйством огромные возможности.

Основоположники марксизма-ленинизма с исчерпывающей полнотой доказали,
что, переделывая природу и ее законы, человек может регулировать темпы и
направление природных процессов, изменять их в свою пользу. Не
географические условия, не природа служат определяющим моментом в развитии
человеческого общества, а, наоборот, влияние географической среды
определяется развитием человеческого общества, воздействием его технических
и общественных условий. Сама наука представляет собой теоретическую основу
производственного процесса.

Тимирязев, Мичурин и Вильямс в своих работах блестяще показали, что ни
в природе растений, ни в почве не заложено никаких ограничений для получения
все возрастающих урожаев. Производительность растений и почвы определяется
состоянием земледелия и степенью применения новых приемов агротехники.

В работах академика В. Р. Вильямса и его школы достаточно ясно развито
биологическое направление. Это направление в учении о почве является
наиболее перспективным. Передовое биологическое направление в науке о почве
возникло в нашей стране в противовес господствовавшим в то время в Западной
Европе и Америке отсталым направлениям -- агрогеологическому и
агрокультурхимическому. Биологическое направление в почвоведении получило
блестящее развитие в трудах академика В. Р. Вильямса и академика В. И.
Вернадского. Это направление основано на правильном представлении о почве,
как особом теле природы, являющемся промежуточным образованием между живой и
мертвой природой. Только это направление в состоянии дать правильное
представление о почве как основном факторе сельскохозяйственного
производства.

Казалось бы, биологическое направление в науке о почве, широко развитое
трудами академика В. Р. Вильямса и его школы, не вызывало сомнения и по
праву должно было входить в общий комплекс биологических наук. Так считали
мы. Так, очевидно, считают и многие присутствующие здесь на сессии.

Но доклад Т. Д. Лысенко показал, что, к сожалению, не все, что идет от
разума, всюду признается и разделяется. Сравнительно недавно возникла
дискуссия в связи с тем, что учение В. Р. Вильямса о плодородии почвы, об ее
эволюции, о травопольной системе земледелия вызывает, якобы, у некоторых
ученых сомнение. Возник у этих ученых вопрос: должно ли учение В. Р.
Вильямса находиться в общем комплексе биологических наук или должно быть
отнесено к геолого-географическим наукам. Вам покажется этот вопрос
праздным, но это факт.

И вообще любая отрасль биологической науки, если она идет вперед, если
она представляет собой явление перспективное и прогрессивное, до сих пор в
некоторых кругах и группах ученых берется в штыки. Под различными "учеными"
предлогами передовое в биологической науке начинает оспариваться.

Пути борьбы с этим передовым выбираются разные. Иногда просто
замалчивают, иногда упрекают в отсталости, в никчемности, иногда говорят о
сугубой практичности и тогда отыскивают место, куда можно направить такую
науку.

В некоторых кругах у нас все еще встречаются отсталые установки деления
наук на сугубо "академические", теоретические и прикладные. При этом
существует такая точка зрения, что прикладным наукам место во Всесоюзной
академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина. Но ведь и эта
Академия должна иметь не меньшую теоретическую базу, чем, например, Академия
наук СССР. Задача Академии сельскохозяйственных наук разрабатывать
теоретические основы получения высоких и устойчивых урожаев. Но, скажите,
можно ли разрабатывать теоретические основы сельскохозяйственной науки, если
не развить широко те отрасли знаний, которые служат биологическими основами
для обеспечения получения высоких и устойчивых урожаев. Вот почему не
случайно на этой сессии поставлен доклад о положении в биологической науке.

Вернусь к вопросу о почве. Будучи природным телом, почва в то же время
является носителем плодородия. Почва -- основное средство производства,
почва является продуктом труда, и это самое существенное. Но почву нельзя
рассматривать только как "косное", неживое вещество биосферы, аналогичное
горным породам, подпочвам, различным химическим соединениям. Почва в отличие
от мертвых пород представляет собою "биокосное тело" и является продуктом
взаимосвязи жизни и среды.

В результате развития биологических и биохимических процессов любая
горная почвообразующая порода в верхних своих частях под влиянием
совокупного действия высших и низших организмов приобретает новые свойства и
признаки. Вот такие верхние слои или горизонты, ранее "косные" части
биосферы, постепенно переходят в почву, в "биокосные тела".

Такая концепция создана В. Р. Вильямсом и выражается в учении о едином
процессе почвообразования, в учении о плодородии, в обосновании учения о
травопольной системе земледелия.

Кажется, здесь все ясно, однако и в этом направлении приходится
выдерживать борьбу. В. Р. Вильямс совершенно ясно показал, что на
современном этапе развития сельского хозяйства необходимо предложить
определенного типа систему земледелия. Такой системой явилась, как известно,
травопольная система. В ней теоретические вопросы теснейшим образом
переплетаются с глубоко практическими вопросами. И мы знаем, что на
современном этапе развития агробиологической науки учение о травопольной
системе начинает занимать уже прочное место. В нашем сельскохозяйственном
производстве травопольная система земледелия становится обязательным и
неотъемлемым звеном.

В. Р. Вильямс показал, что окультуривание почвы нельзя считать, как это
раньше представляли, простым агротехническим приемом. Это широкий
почвообразовательный процесс, меняющий любую почву. И развивая учение В. Р.
Вильямса, мы считаем, что окультуривание почвы представляет собой процесс,
совершающийся под резким воздействием производства и хозяйственной
деятельности человека. Почва есть продукт человеческого труда, и, стало
быть, почву можно сделать. Все это подводит нас к серьезной задаче
почвоведения -- к коренной переделке природы почвы. Наша задача заключается
теперь в изучении не статического состояния почвы, как она есть, а той
динамической среды, которая получается под влиянием развития культурных
растений, севооборотов. Наш путь должен итти к переделке почв, к развитию в
почве новых процессов, обеспечивающих получение высоких устойчивых урожаев,
высокого и устойчивого плодородия.

Травопольная система земледелия -- это не только комплекс
агромероприятий, но и сочетание отдельных отраслей растениеводства и
животноводства. На данном этапе развития науки учение о плодородии почвы и
травопольной системе земледелия будет помогать решению основных задач,
стоящих перед нашим сельским хозяйством -- повышению урожайности
сельскохозяйственных культур, росту и поднятию продуктивности
животноводства.

К этому надо добавить, что в травопольной системе земледелия
предусматриваются и технические мероприятия: механизация и химизация
сельского хозяйства и мелиорация -- мероприятия, способствующие созданию
благоприятных условий роста и развития растений.

Развивая учение В. Р. Вильямса, мы на фоне травопольной системы
земледелия разработали добавочное мероприятие, так называемую коренную
переделку природы почв. Я не буду здесь касаться всех сторон этой проблемы,
но отмечу, что, меняя природу почв более решительно, мы можем в течение ряда
лет почвы северной нечерноземной полосы, с самыми отрицательными их
свойствами в верхних горизонтах, превратить в высокоплодородные. Исходя из
биологического положения, что почва есть результат взаимодействия
растительных формаций и мертвого субстрата, мы можем создавать новые почвы,
выгодно отличающиеся от дерново-подзолистых почв.

Для науки о почве открываются широкие возможности. Наша задача быстро
использовать эти возможности. Не всегда это легко достигается, и очень часто
мы встречаем вместо поддержки косность, инертность. Но жизнь идет вперед, и,
конечно, все препятствия будут преодолены.

Победа социализма в нашем сельском хозяйстве создает неисчерпаемые
творческие возможности для подчинения сил природы человеку, для достижения
самой высокой производительности труда, самой высокой культуры земледелия.
Колхозы и совхозы -- единственно возможная база для претворения в жизнь всех
величайших замыслов и дерзаний науки и техники. И мы, научные работники,
должны во всей своей повседневной деятельности помнить, что только в
глубокой и всесторонней связи с практикой социалистического земледелия
советская сельскохозяйственная наука достигнет новых, еще более крупных
успехов.

Наша наука, вместе со стахановцами -- передовиками сельского хозяйства,
передовыми колхозами и совхозами, быстро претворяет в жизнь идеи
Дарвина-Тимирязева-Мичурина-Вильямса. Целеустремленность нашей науки высока,
как нигде в мире, ибо стимулом ее является борьба за коммунизм.
(Аплодисменты.)


Академик П. П. Лобанов. Слово предоставляется доктору биологических
наук И. А. Рапопорту.


 

Hosted by uCoz